Фатва.kg

Фатва.kg

Кыргызча
Задать вопрос
Фатвы за сегодня - 0
Фатвы за все время - 20

Жертвоприношение аль-Удхия

Первые десять дней месяца зуль-хиджи являются особенными днями в Исламе. В хадисах говорится про ценность и особенность этих дней. В эти дни ибадат (т.е. поклонение) имеет особенную ценность. День идуль-Адха- это день радости. В этот день проводится Айт намаз и приносится в жертву животное, что тоже является поклонением. Это поклонение (т.е. Аль-Удхия) имеет множество ценностей и наград в Ахирате, а также имеет свои правила и положения, которые необходимо знать каждому мусульманину. Поэтому мы постараемся как можно подробнее и доступнее рассказать про эти правила и положения в этой небольшой статье. В Исламской терминологии жертвоприношение называется Удхия. Удхия является ибадатом (т.е. поклонением), и является ваджибом (т.е. обязательным) для каждого совершеннолетнего мусульманина, который находится в здравом уме, не находится в пути ( больше, чем 90 км), и который обладает имуществом стоимостью нисаба, помимо необходимых для жизни вещей (которые называются хажат аслия), а также не является должником. Для того, кто намеревается делать курбан, с наступлением месяца зуль-хиджи и до того, как он зарежет жертвенное животное, является мустахаббом не убирать волосы на теле и не стричь ногти на руках и ногах. Все это надо сделать до того, как появится новая луна месяца зуль-хиджи. Также суннатом в день Арафат является ураза (т.е. пост). В хадисе говорится, что ураза в день Арафат (т.е. 9-е зуль-хиджи) будет возмещением грехов за прошлый и за следующий год. Также в эти дни читается Такбире Ташрик: "الله اكبر الله اكبرلآ اله الا الله والله اكبر الله اكبر و لله الحمد" Такбире Ташрик надо начинать читать девятого числа месяца зуль-хиджи после утреннего намаза, до аср намаза тринадцатого зуль-хиджи. Такбире Ташрик читать один раз вслух, сразу после салама каждого фарз намаза, выполненного с джамаатом является ваджибом. Однако женщинам надо читать про себя. ЦЕННОСТИ КУРБАНА (ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ. За жертвоприношение Аллах Тааля дает большие награды, Посланник Аллаха ( да благославит его Аллах и приветствует), сказал: “Из всех деяний в дни жертвоприношения нет ничего любимее для Аллаха Тааля, чем принесение в жертву животного. Принесенное в жертву животное явится в Судный день со своими рогами, волосами и копытами ( т.е. за каждую его часть Аллах Тааля вознаградит). Аллах Тааля принимает эту кровь (т.е. принесенное в жертву животное) до того, как кровь достигнет земли. Поэтому (т.е. потому, что Аллах Тааля так быстро принимает и дает вознаграждение) приносите животное в жертву радуясь, от чистого сердца”. В другом хадисе говорится, что: ” За каждый волос на теле жертвенного животного, человеку, приносящему жертву, запишут одно хорошее деяние (т.е. награду в ахирате)”. В одном хадисе передается от Али (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует) сказал: “О Фатима, иди и присутствуй возле своего животного во время жертвоприношения, потому что с первой каплей крови, которая упадет, тебе простятся все грехи. И это животное в (Судный день) приведут вместе с ее кровью и мясом, и положат на чашу твоих весов (т.е. на ту чашу весов, где будут хорошие деяния). Абу Саид (да будет доволен им Аллах) сказал: ” О, Посланник Аллаха, эта награда только для семьи Мухаммада ( да благославит его Аллах и приветствует), потому что они более достойны таких благ или же это как для семьи Мухаммада (да благославит его Аллах и приветствует), так и для всех мусульман”. Посланник Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует) сказал: “Это как для семьи Мухаммада (да благославит его Аллах и приветствует), так и для всех мусульман (т.е. всем мусульманам достанутся такие же награды)”. В другом хадисе говорится: ”Тот, кто имеет возможность (т.е. с финансовой стороны) сделать курбан, но при этом не делает, то пусть не приближается к нашей мечети”. КТО ОБЯЗАН ДЕЛАТЬ КУРБАН. Делать курбан обязан тот мусульманин, который является материально обеспеченным. По шариату материально обеспеченным считается тот мусульманин, который обладает нисабом. Нисаб- это определенное количество имущества, которое может выражаться как в денежном эквиваленте, так и в движимом и недвижимом имуществе, помимо необходимых средств к существованию и имущества. Размер нисаба в шариате - 595 граммов серебра или 85 граммов золота. Получается, что ,если у кого-то есть 595 граммов серебра или 85 граммов золота, или сумма в денежном эквиваленте равная 595 граммам серебра или 85 граммам золота, или у кого-нибудь есть товар на эту сумму, или же у кого-нибудь есть излишнее имущество, будь- то движимое или недвижимое, равное этой сумме, которое не входит в хажат аслия, то делать курбан для него будет ваджибом. Хажат аслия-это вещи первой необходимости для человека т.е. нужды, без которых существование человека невозможно (например, жилье, одежда, деньги на каждодневные расходы), или жить без этих вещей можно, но трудно (как, например, долги, те инструменты, в которых нуждается ремесленник, домашняя утварь, средства передвижения, также в нужды улемы включили мобильный телефон, стиральную машинку, палас, ковер, холодильник, диван, кровать, мебель и т.д. - все это входит в хажат аслия). Отсюда можно сделать вывод, что тот, кто помимо необходимых вещей (т.е. хажат аслия, которые человеку необходимы в повседневной жизни) обладает излишними средствами, имуществом и вещами, в которых особо не нуждается (например, второй дом или земля, которая просто стоит или сдается в аренду, посуда или мебель, которая стоит для красоты и т.д.) и чья суммарная стоимость меньше нисаба, то для него не является ваджибом т.е. обязательным делать курбан. А если стоимость этих вещей равна или превышает нисаб, то курбан делать для него будет ваджибом. Но это при условии, что у него нет долгов, потому что долг входит в хажат аслия, как мы упомянули выше. В случае если есть долг, то надо отнять сумму долга от суммы стоимости вещей, которые не входят в хажат аслия, и посмотреть - если оставшаяся сумма будет меньше нисаба, то курбан ему делать не обязательно. Однако надо заметить, что есть разница между нисабом заката и нисабом курбана. Разница заключается в том, что в вопросе заката в нисаб входят только золото, серебро и товар. Поэтому закат выплачивается только с этих вещей. С любого другого имущества, будь- то движимое или недвижимое, закат не выплачивается при условии, что оно куплено не для продажи. А в вопросе курбана и садака фитр дополнительное движимое и недвижимое имущество, которое помимо хажат аслия, будет засчитываться в счет нисаба. Также закат выплачивается со скота и урожая, но это уже другая тема, в этой статье мы ее затрагивать не будем. Вторая разница между двумя нисабами (т.е. заката и курбана) заключается в том, что в вопросе заката после того, как у кого-то появился нисаб, должен пройти один год, чтобы выплачивать закат стало обязательным, а то, что касается курбана, то для того, чтобы он стал обязательным, достаточно того, что если до захода солнца 12-го зуль-хиджи кто-то стал обладателем нисаба, то ему надо будет делать курбан, даже если 9-го зуль-хиджи он не был обладателем нисаба. Если кто-то собирает деньги, чтобы купить дом или машину или еще что-нибудь и сумма этих денег равна или превышает нисаб, то для него делать курбан будет обязательным. Для главы семьи не является ваджибом делать курбан со стороны своих детей и жены. Иногда бывает так, что одна семья покупает одно жертвенное животное и приносит его в жертву со стороны всей семьи, считая, что таким образом ответственность со всех падает, что, в свою очередь, является неправильным пониманием ответственности за курбан. Поэтому в семье каждый должен обратить внимание на то, что является ли он обладателем нисаба или нет. И тот, кто является обладателем нисаба должен сам, со своей стороны делать курбан. Чтобы узнать сумму нисаба в денежном эквиваленте по серебру, нужно 595 граммов серебра умножить на рыночную стоимость лома одного грамма серебра, а чтобы узнать сумму нисаба по золоту, нужно 85 граммов золота умножить на рыночную стоимость лома одного грамма золота. Таким образом, мы узнаем сумму нисаба в денежном эквиваленте. Но лучше всего считать нисаб по серебру, потому что в этом случае сумма нисаба будет меньше и тем самым большее количество мусульман будут выплачивать закат, фитр садака и делать курбан, что в свою очередь несет больше пользы для бедных и неимущих людей. КАКИЕ ВИДЫ ЖИВОТНЫХ МОЖНО ПРИНОСИТЬ В ЖЕРТВУ. Во время курбан-айта в жертву можно приносить верблюда, верблюдицу, быка, корову, буйвола, буйволицу, барана, овцу, козла, козу. Помимо перечисленных животных никакое другое животное в жертву приносить нельзя. Малый скот (т.е. баран, коза ) могут быть принесены в жертву только со стороны одного человека. А большой скот может быть принесен в жертву как со стороны одного человека, так и со стороны нескольких человек, максимум семь. К примеру, несколько человек могут купить одну корову и принести ее в жертву с условием, что у всех будет намерение курбана. Если же хотя бы у одного из соучастников в совместном жертвоприношении будет другое намерение, то курбан не будет принят Аллахом Тааля ни от кого из соучастников. Если в одной корове 8 соучастников, то этот курбан будет являться не действительным. Доля каждого соучастника должна быть не меньше одной седьмой части. Если доля хотя бы одного из соучастников будет меньше одной седьмой части, то такое жертвоприношение будет тоже не действительным. Один соучастник может взять несколько долей. КАКОЙ ВОЗРАСТ ДОЛЖЕН БЫТЬ У ЖИВОТНЫХ. Верблюд и верблюдица должны быть минимум пятилетнего возраста. Бык, корова, буйвол и буйволица должны быть минимум двухлетнего возраста. Баран, овца, козел и коза должны быть минимум годовалые. Но если барашек старше шести месяцев, настолько большой, что выглядит как годовалый, то его тоже можно приносить в жертву. Это касается только барашка. КАКОЕ ЖИВОТНОЕ МОЖНО ПРИНОСИТЬ В ЖЕРТВУ. Так как курбан является ибадатом (т.е. поклонением), поэтому жертвенное животное должно быть хорошим, упитанным, без недостатков. Ниже мы перечислим те недостатки, которых не должно быть в жертвенном животном. Если жертвенное животное полностью слепое, или слепое на один глаз, или ослепло на одну треть и более, то такое животное в жертву приносить нельзя. Косоглазое животное в жертву приносить можно. Если у жертвенного животного рога вырваны с корнем, то его нельзя использовать в качестве курбана. А если же рога сломаны посередине или с рождения нет рогов, то такое животное можно использовать в качестве жертвенного животного. Если у жертвенного животного нет зубов или их большей части, то его как курбан использовать нельзя. А если большая часть зубов есть, то можно. Если отрезана одна треть или более часть носа, такое животное тоже нельзя использовать в качестве курбана. Если язык отрезан настолько, что животное не может жевать траву, то такое животное тоже нельзя приносить в жертву. Если одна треть или более хвоста жертвенного животного отрезана, то его в жертву приносить нельзя, а если меньше одной трети, то можно. Если у жертвенного животного с рождения нет ушей или одна треть или более уха отрезана, или же ухо порвано в длину или у основания так, что оно свисает, то такое животное курбан делать нельзя. Если уши просто с рождения маленькие, то можно. Если жертвенное животное хромое настолько, что ходит только тремя ногами, четвертой ногой ходить не может, то такое животное в жертву приносить нельзя. А если животное хромое на одну ногу, но больной ногой ходить может, или же на ноге есть рана или клеймо, то такое животное курбан делать можно. Если жертвенное животное больно зудом, то его можно приносить в жертву. А если по причине зуда животное стало слабым, худым, то нельзя. Если животное настолько слабое, что само не может дойти до места забоя, то его тоже курбан делать нельзя. Если животное настолько сумасшедшее, что не может питаться, то такое животное в жертву приносить нельзя. А если может, то можно. Если жертвенное животное постригли, то его в жертву приносить можно. Если одно из перечисленных недостатков появилось у животного после того, как его купили для курбана, то порядок такой : если делающий курбан является бедным (т.е. тот, для кого курбан не является ваджибом), то для него будет достаточно зарезать данное животное. А если делающий курбан состоятельный (т.е. обладающий нисабом), то он должен купить для курбана другое животное. А если недостаток появился непосредственно во время закалывания, то ничего страшного. Самым лучшим животным для жертвоприношения является кастрированное, потом красивое, потом здоровое. ВРЕМЯ КУРБАНА. Время курбана начинается с 10-го числа зуль-хиджи и продолжается до 12-го числа аср намаза того же месяца. В любой из этих дней можно делать курбан т.е. закалывать жертвенное животное. Но лучший день для курбана первый, потом второй, потом третий. Можно резать как и днем, так и ночью при хорошем освещении. При плохом освещении ночью резать нежелательно. Городские жители, для которых айт намаз ваджиб, могут начинать резать жертвенное животное после айт намаза 10-го зуль-хиджи, до намаза начинать резать нельзя. Если кто-то заколол свое жертвенное животное до айт намаза, то оно не будет считаться в качестве курбана, а будет просто мясом и надо будет заново делать курбан. Тот, для кого курбан был ваджиб, но при этом не сделал курбан в эти три дня, то пусть даст садака в размере стоимости среднего барашка. А если кто-то купил жертвенное животное для курбана, но не успел зарезать, то пусть пожертвует именно этим животным. ЧТО ДЕЛАТЬ СО ШКУРОЙ ЖЕРТВЕННОГО ЖИВОТНОГО. Если кто-то сам не может зарезать и для этого нанял мясника, то шкуру жертвенного животного и другие его части нельзя давать мяснику как плату за его услугу. Если же кто-то уже отдал как плату мяснику, то надо стоимость этой шкуры отдать бедным, неимущим. Шкуру жертвенного животного можно отдать бедным, неимущим мусульманам (тем, кто может брать закат), или продать ее и отдать им деньги, а можно оставить себе, для личного пользования, а также можно кому-нибудь подарить, будь он состоятельный или нуждающийся. В случае ,если кто-то продал шкуру, он должен отдать деньги вырученные от продажи только бедным и неимущим (мустахик) , состоятельным давать нельзя - т.е. только тем, кто имеет право брать закат. КАК ДЕЛАТЬ НАМЕРЕНИЕ. Намерение можно делать про себя, вслух не обязательно. Однако во время закалывания нужно сказать بسم الله الله اكبر АДАБЫ КУРБАНА. Сначала надо жертвенное животное положить так, чтобы оно лицом смотрело в сторону кыблы, и прочитать это дуа: “اني وجهت وجهي للذي فطر السموات و الارض حنيفا ومآ انا من المشركين * ان صلاتي ونسكي و محياي ومماتي لله رب العالمين* لا شريك له وبذلك امرت وانا من المسلمين اللهم منك لك." После того, как зарезал жертвенное животное, нужно прочитать это дуа: "اللهم تقبله مني كما تقبلت من حبيبك محمد وخليلك ابراهيم عليهما السلام." Перед тем, как зарезать жертвенное животное, надо хорошо наточить нож, но это нехорошо делать, находясь возле животного. Является нежелательным резать одно жертвенное животное в присутствии другого жертвенного животного. Также нежелательно ломать шею или резать до самой артерии, потому что это принесет животному лишнюю боль, поэтому Посланник Аллаха ( да благославит его Аллах и приветствует) запретил это делать, перерезать две артерии, пищевой и дыхательные каналы является достаточным, но обязательным. Приступать к разделыванию и сдиранию шкуры нужно после того, как жертвенное животное полностью умрет. Жертвенное животное желательно купить за несколько дней до забоя. Нельзя доить и стричь жертвенное животное. Тот, кто подоил и выпил его молоко, то пусть сделает садака в размере стоимости использованного молока. Перед тем как зарезать, нужно хорошо наточить нож. ЧТО ДЕЛАТЬ С МЯСОМ КУРБАНА. Мясо курбана можно оставить полностью себе, можно полностью раздать, но мустахаб (т.е. желательно) всю тушу разделить на три части. Одну часть оставить себе, вторую часть раздать бедным и нуждающимся, а третью часть приготовить и позвать гостей. Мясо курбана нельзя продавать. Мясо курбана можно давать как мусульманам, так и не мусульманам. ИСТОРИЯ КУРБАНА У Посланника Аллаха Иброхима (мир Ему) долгое время не было детей, и поэтому он много обращался к Аллаху с мольбой о том, чтобы Он дал ему сына. Всевышний Аллах принял его дуа (т.е. мольбу) и дал ему сына, которого они назвали Исмаил (мир Ему). Когда Исмаил (мир Ему) немного подрос, достиг такого возраста, в котором уже мог стать опорой для своего отца. Некоторые толкователи Корана написали, что ему было около тринадцати лет. Иброхиму (мир Ему) приснился сон. Во сне он увидел, как приносит в жертву своего сына. Здесь я хочу отметить, что, если Посланник Аллаха видит сон, то это тоже является откровением (т.е. посланием от Всевышнего Аллаха). Поэтому Иброхим (мир Ему) понял, что Всевышний Аллах приказывает ему принести в жертву своего единственного и любимого сына. Всевышний Аллах, конечно же, не хотел, чтобы Иброхим (мир Ему) принес в жертву своего сына, Он хотел его испытать. Поистине, это величайшее испытание для любящего отца, но любовь к Аллаху и смирение перед Ним - превыше всего. После того, как Иброхим (мир Ему) увидел этот сон, (некоторые толкователи Корана написали, что он видел этот сон несколько дней подряд), он объяснил Исмаилу (мир Ему), что видит во сне, как он приносит его в жертву. Исмаил (мир Ему) сразу понял, что это повеление Всевышнего Аллаха и сказал своему отцу, чтобы он выполнил повеление Всевышнего Аллаха. Этим самым они показали свою покорность и смирение перед волей Всевышнего Аллаха, а также Исмаил (мир Ему) показал прекрасный пример поддержки и послушания отцу. Всевышний Аллах усложнил испытание тем, что этот приказ был дан через сон, а не напрямую, потому что человек может понять сон не до конца или растолковать его по-другому, подумать, что, может быть, он неправильно понял свой сон и то, что приснилось, делать не обязательно. А если бы Аллах Тааля послал ангела, который оповестил об этом напрямую, то не осталось бы никаких сомнений в том, что это приказ Всевышнего Аллаха. Но Аллах решил проверить покорность своего Посланника, будет он колебаться или нет, выполнит беспрекословно или нет. Он усложнил испытание и тем, что приказал это сделать именно в тот момент, когда Исмаил (мир Ему) достиг такого возраста, в котором все заботы и хлопоты с ребенком заканчиваются и он начинает быть опорой и помощником отца в его делах. По сути цель Аллаха была не в том, чтобы Иброхим (мир Ему) принес в жертву своего сына Исмаила, а в том, чтобы Иброхим (мир Ему) проявил покорность Аллаху, приготовил все для этого и начал исполнять волю своего Господа (т.е. наточил нож, положил Исмаила (мир Ему) и начал резать). Другими словами Аллах Тааля хотел, чтобы Иброхим ( мир Ему) проявил полную покорность и даже показал это на деле. Толкователи Корана написали, что шайтан пытался отговорить их от этого, сбить их, ввести в заблуждение и обмануть, но они оставили все сомнения в стороне, проявили стойкость и непоколебимость в исполнении приказа Всевышнего Аллаха. Исмаил (мир Ему) сказал: “ О отец, вы меня покрепче свяжите, чтобы я не бился, и свою одежду не испачкайте кровью, чтобы моя мама, увидев кров, не стала еще больше горевать обо мне, и наточите поострее нож, чтобы он быстрее прошел по моему горлу, чтобы мне было легче умирать, а когда увидите маму, передайте ей от меня салам.” Иброхим (мир Ему), как любящий отец, горько заплакал, обнял и поцеловал своего сына. Иброхим (мир Ему) сказал ему: “Ты для меня – большая помощь в соблюдении повелений Аллаха”. Иброхим ( мир Ему) готовясь принести своего сына в жертву, положил его на бок, некоторые улемы написали, что он хотел положить его лицом вниз, потому что Исмаил (мир Ему) сам попросил его так сделать для того, чтобы отец, увидев его лицо, не сжалился над ним и чтобы ему не было видно ножа. Когда Иброхим (мир Ему) провел по горлу ножом, он не резал, потому что нож не может резать без веления Господа. Нож- это причина, а порез- это его следствие, причины и следствия создает Всевышний Аллах, сами по себе причины не создают следствия, все это происходит только по воле Аллаха. Отсюда следует, как бы люди не старались, каждая вещь, будь-то нож, огонь или вода выполняют свое назначение только по воле Господа миров. Они оба хотели исполнить повеление Всевышнего Аллаха. Иброхим (мир Ему) показал крепкую веру, смирение и богобоязненность, так как целью Аллаха Тааля, как я уже сказал, не было жертвоприношение Исмаила (мир Ему), Аллах Тааля взамен Исмаила послал ангела Джибраиля с жертвенным животным- большим бараном из Джанната (т.е. Рая) взамен Исмаила (мир Ему) - в качестве жертвоприношения. Поэтому Исламские ученые богословы, основываясь на этой истории, написали, что Всевышний Аллах не принимает людей в качестве жертвоприношения. Человек не может быть принесен в жертву Господу миров. Действительно, это величайшее испытание-принести в жертву сына, получив его в столь преклонном возрасте, о котором он столько просил, принести его в жертву в тот момент, когда он достиг самостоятельного возраста и мог стать помощником и опорой для своего отца, к тому же это повеление Всевышнего Аллаха было показано во сне, а не напрямую. Иброхим (мир Ему) показал свою готовность отдать Аллаху самое ценное, что было у него без каких-либо сомнений и колебаний. Эта история одна из величайших историй смирения и богобоязненности, любви и покорности Аллаху, поддержки и взаимопомощи в выполнении приказов Аллаха Тааля. Эта история о большом испытании, которое Иброхим (мир Ему) выдержал наилучшим образом, в которой для нас есть назидание, пример для подражания и мудрость. В этой истории содержится большая мудрость, она показывает нам, как важно быть смиренным и покорным Всевышнему Аллаху, как важно быть богобоязненным в любой ситуации: в горе и радости , трудности и легкости, счастье и беде, нравится это или не нравится, по душе это или нет, нужно всегда выполнять приказы и повеления Всевышнего Аллаха. В нашей жизни мы каждый день сталкиваемся с таким ситуациями, когда нам приходится выбирать между повелениями Аллаха и своими желаниями. Поэтому Всевышний Аллах в память об этой невиданной покорности и смиренности, любви и богобоязненности сделал обязательным для нас жертвоприношение, чтобы мы брали пример для себя из этой истории. Иброхим (мир Ему) готов был отдать самое долгожданное и дорогое, а мы сегодня не готовы отдать даже самое простое, хотя бы выделить несколько минут для намаза. По причине слабости нашей веры и невежества мы каждый день нарушаем приказы Всевышнего Аллаха, не подчиняемся Его воле. Шайтан и страсти нашего тела увели нас далеко от пути Господа, пути покорности и богобоязненности. Принести в жертву животное является обязательным для состоятельного человека. Поистине, ни мясо ни кровь не доходит до Всевышнего Аллаха, до него доходят наши благие деяния, покорность и богобоязненность, а мясо останется нам. В этом есть назидание и пример для верующих.
Еще...

Этикет салама (приветствия)

Этикет салама (приветствия) в Исламе В Исламе приветствие совершается определенными словами, которым научил посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) свою общину, а также другие посланники. История приветствия (салама) уходит своими корнями к Адаму ( мир ему). После создания Адама Всевышний Аллах сказал ему: “Иди и поприветствуй Ангелов, сидящих в отдалении, и слушай внимательно их ответное приветствие, так как это будет форма приветствия твоего потомства. После чего Адам (мир ему) подошёл к ангелам и поприветствовал словами “ас-Саламу алейкум” ( السلام عليكم), ангелы ответили словами “ Ва алейкумус-салам” (وعليكم السلام). Поэтому форма приветствия в Исламе выражается словами “ас-Саламу алейкум” ( السلام عليكم). Слово “ас-Салам” переводится с арабского как “мир”, “безопасность”, “благополучие”, “здравие”. Также Ас-салам является одним из прекраснейших имён Всевышнего Аллаха, которое означает “Дарующий мир и сохранность”, а также “Не имеющий никаких недостатков”. Эти слова имеют всеобемлющий смысл, которые означают несколько вещей: 1.во-первых, это зикр Аллаха, т.е. , говоря эти слова раб Аллаха вспоминает своего Господа; 2.во-вторых, это напоминание брату мусульманину об Аллахе, о Его милости и благах, которыми он даровал своих рабов; 3.в-третьих, это дуа (молитва) за брата мусульманина: приветствуя мы как будто говорим: “Я желаю вам мира, благополучия и здравия от Всевышнего Аллаха и защиту от всего плохого”; 4.в-четвёртых, это обещание со стороны приветствующего: “Я желаю вам мира и благополучия и не причиню вам никакого вреда и страданий, т.е. вы находитесь в безопасности от моего зла”. Тот, кто приветствует первым, говорит: “Ас-саламу алейкум” (السلام عليكم), а кто отвечает на приветствие, говорит: “ Ва алейкумус-салам” (وعليكم السلام). Тем самым два брата мусульманина, приветствуя друг друга , как будто обещают друг другу, что не доставят друг другу никакого вреда и страданий. Поприветствовать первым, посредством слов “ас-Саламу алейкум” является сунной, а отвечать на приветствие словами “Ва алейкумус-салам” является важибом т.е. обязательным, так как это право брата-мусульманина. В хадисе говорится, что отвечать на приветствие является обязанностью мусульманина. Теперь про этику салама. Тот, кто приветствует первым, получает награду больше, а тот, кто отвечает вторым, получает награду меньше. Приветствовать надо всех мусульман, тех кого знаешь и даже тех кого не знаешь. При входе в мечеть надо приветствовать, находящихся внутри. Но порядок приветствия такой: если вы зашли в мечеть и все, кто в мечети совершают намаз или читают Коран, т.е. заняты поклонением, то приветствовать не нужно. Если никто не занят поклонением, надо поприветствовать. А если некоторые заняты поклонением,а некоторые не заняты, то в таком случае по желанию, можно поприветствовать , а можно не приветстсвовать. Если кто-либо подошёл к группе людей и поприветствовал только определенного человека, например, подошедший сказал ас-Саламу алейкум, Абдулло, то другим отвечать на приветствие не обязательно, однако Абдулло должен ответить. Младший приветствует старшего. Проходящий приветствует сидящего. Проезжающий верхом или на машине приветствует стоящего или проходящего. Если даже кто-либо проходит мимо незнакомых мусульман, поприветствовать является сунной и причиной саваба (наград). При входе в пустой дом или в пустую мечеть, надо сказать” ас-Саламу алейна ва аля ибадилахис-солихин” (السلام علينا وعلى عباد الله الصالحين). Если вы пришли на кладбище, то поприветствовать надо такими словами “ас-Саламу алейна яйа ахляль кубур антум лана салафун ва нахну лакум таб’ун” (السلام علينا يا اهل القبور انتم لنا سلف و نحن لكم تبع). Приветствовать можно без большого и малого омовения. Во время азана, хутбы (проповеди) жума и айт намаза приветствовать не надо. Если кто-либо занят чтением Корана или преподаванием, то приветствовать тоже не надо. Если кто-либо что-то рассказывает, то его приветствовать тоже не надо. Если кто-либо выходит выступать с речью, то необязательно приветствовать словами “ас-Саламу алейкум”. Также не надо приветствовать того, кто кушает или справляет нужду, если кушающего или справляющего нужду кто-то поприветствовал, то ему не обязательно отвечать. Если люди слушают проповедь или ведут между собой оживленную дискуссию, то пришедшему не желательно приветствовать, привлекая их внимание к себе. Если кому-то передали салам от третьего лица, то отвечать надо такими словами “Ва алейхим ва алейкумас-салам” (وعليهم وعليكم السلام), если ответить словами “Ва алейкумус-салам” (وعليكم السلام), то тоже будет достаточно. Если один поприветствовал со стороны всей группы, то остальным приветствовать не обязательно, таким же образом если один ответил со стороны всей группы, то остальным отвечать не обязательно. Если кого-либо поприветствовали “ас-Саламу алейкум”, то отвечающему нужно ответить словами, а не просто кивнуть головой или махнуть рукой. В ответ на салам желательно добавить “ва рохматуллохи” (ورحمة الله) , а если ещё добавить “ва барокатуху” (وبركاته) ,то будет лучше. Если кому-то пришло письмо и в письме есть приветствие (салам), то ответить на салам является обязательным будь то письменно или устно. Отвечая в письменной форме, можно ответить словами “Ва алейкумус-салам”, также можно ответить словами “ас-Саламу алуйкум”. То же самое касается сообщений по телефону и мобильному приложению. Также нельзя искажать это приветствие, добавляя другие слова не известные в сунне. Если кто-либо чем-то занят, то не надо отвлекать его своим приветствием, нужно сесть возле него и только, когда он обратит внимание, поприветствовать его. Отвлекать кого-либо от важных дел является причиной неудобства, а иногда и вреда. Приветствовать друга друга поклоном по шариату является неправильным. Если кто-либо пообещал передать кому-либо салам, то передать его салам станет обязательным, а если не обещал , то нет. Младший должен так приветствовать старшего, чтобы в его приветствии чувствовалось уважение, хотя для обоих слова приветствия одни и те же. Однако старший из-за этого не должен важничать и считать себя лучше. Сын должен приветствовать своего отца с такой интонацией, чтобы было ясно, кто сын , а кто отец. Приветствовать надо с такой интонацией, чтобы человеку было приятно. Иногда бывает так, что люди становятся друзьями на всю жизнь, только по причине того, что один из них во время первой встречи поприветствовал с таким радушием, вниманием и теплотой, что у второго возникло к нему хорошее предрасположение. Рукопожатие в Исламе Рукопожатие во время приветствования является сунной. Для рукопожатия не существует определённого времени, рукопожатие совершается в начале встречи. Рукопожатие совершается двумя руками, без уважительной причины здороваться одной рукой будет считаться не по сунне, потому что это считается признаком высокомерия. Если у кого-либо заняты руки и ему не удобно здороваться руками, достаточно поприветствовать словами. Если кто-то спешит, не надо его останавливать для рукопожатия достаточно поприветствовать словесно. Рукопожатие совершается в начале встречи или в конце. Рукопожатие надо делать с пустыми руками. Если кто-либо подошёл к собранию, то не нужно совершать рукопожатие поднимая всех со своих мест, это доставляет людям неудобства.
Еще...